Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Школьный логопед

Особенности речевого развития детей с ОНР

Особенности речевого развития детей с ОНР

         Общее недоразвитие речи (ОНР)– речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематической и лексико-грамматической.

        Если к 7 годам в устной речи ребенка нарушеныграмматический строй речи,звукопроизношение,слоговая структура слова,фонематический слух, отмечаютсябедность словаря,непонимание значений многих словипредлогов, то это говорит о том, что у ребенкаобщее недоразвитие речи.

У значительной части детей, поступающих в школу, и уже обучающихся в начальных классах, отмечается отставание в речевом развитии, что не позволяет им полноценно осваивать начальную программу обучения общеобразовательной школы.

 Психологические особенности ребенка, имеющего общее недоразвитие речи:

  • неустойчивое внимание;
  • несформированность зрительно-пространственных функций;
  • слабое развитие словесно-логического мышления;
  • сниженный объём вербальной памяти;
  • недостаточная способность к запоминанию;
  • недостаточное развитие способности к переключению;
  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям.

Признаки недостаточной сформированности фонетико-фонематических средств языка у школьников с ОНР:

  • дефектное произношение звуков
  • недоразвитие фонематического слуха
  • нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
  • несформированность навыков звукового анализа синтеза слова.

Признаки недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка у школьника с ОНР:

  • бедность лексического запаса, незнание названий многих предметов, действий, признаков, а также обобщающих понятий;- неточность смыслового понимания слов, отсюда замены близких по значению слов, замены слов по сходству звучания;
  • аграмматизмы в речи;
  • трудности в построении простых и сложных предложений;
  • несформированность навыков словообразования и словоизменения;
  • недостаточное понимание предложно-падежных конструкций и логико-грамматических отношений, а также непонимание учебных заданий, инструкций учителя;
  • несформированность монологической (связной) речи.

Если детская речь формировалась с задержкой, не была проведена логопедическая работа и речь ребенка не сформировалась к 1 классу, то при обучении чтению и письму у ребенка возникнут трудности. В письменной речи школьника будут отмечаться следующие ошибки.

Ошибки, возникающие из-за дефектов звукопроизношения.

В устной речи ребенок не произносит какой-то звук или заменяет на другой в слове. На письме пропускает букву в слове или заменяет на другую.

Например: Мауыш упау.или Маыш упа.(малыш упал).

Лыбак поймал огломную лыбу на моле.

 Нарушение слоговой структуры слова

В устной речи или на письме ребенок пропускает, меняет, добавляет слоги в слове.

Например:череха, деверо, кулубника(черепаха, дерево, клубника).

Ошибки при недоразвитии фонематического слуха

Ребенок в устной речи заменяет в словах звук на оппозиционный, т.е. близкий по звучанию звук (в письменной речи заменяет букву).

Например: шушка, сонтик, фафли, (сушка, зонтик, вафли).

Если ребенок на письме пропускает мягкий знак и/или путается в написании гласных 1 и 2 ряда, значит не дифференцирует на слух твёрдые — мягкие согласные звуки

Например:мялчик, тота, лэбед(мальчик, тётя, лебедь).

Ошибки при нарушении грамматического строя речи

Ошибки в согласованииприлагательного с существительным (спелая яблоко), числительного с существительным

(две мишки, одна ухо, пять этажов).

Ошибки в управлении(солнце взошла).

Ошибки при словоизменении

во множ.числе Им.п. (деревы, стулы, креслы) и Род.п. (много куклов, стулях, деревий).

Аграмматизмы в предложно-падежных конструкциях(на столу, в шкафе, по поле, за стулями, у куклов).

Ошибки из-за непонимания значений предлогов и приставок в приставочных глаголах(Собака вышла в будку. Совенок упал с дупла. Солнце вышло из гор.).

Бедность словарного запаса, непонимание значений многих слов

Ребенок на письме делает ошибки, возникающие от незнания или непонимания значения слов.

Образцы ошибок на письме:

Ресвышла на тропу.(Рысь) – слово «рысь» школьнику незнакомо.

Ленейка – лень, лесичка – лес(затруднен подбор проверочных слов на орфограмму «безударные гласные в корне слова»)

Дедушка поднимался на зорьки.(ПоднималсяКуда?, а неКогда?)

 

Рекомендации учителя-логопеда

Рекомендации учителя-логопеда

Памятка для родителей

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе

Нарушение речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда, у школьников отмечаются не только нарушения произношения, но и бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия. Причем родителям не стоит путать бытовую речь с речью в учебной ситуации. Речь в учебной ситуации – это умение излагать свои мысли с использованием учебных терминов (например, звук – буква), умение производить обобщения и делать выводы (сначала простые, а затем сложные). Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются в числе неуспевающих.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Несформированность любой сферы (эмоционально – волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают логопедическую помощь в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно – развивающие занятия. На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над расширением словарного запаса и совершенствованием грамматического строя речи.

Чтобы избежать осложнений при обучении в школе, следует сформировать у ребенка определенные речевые умения:

Для того чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

- создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

- учитывать важность речевого окружения ребенка;

-не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

- речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

- взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

К началу школьного обучения ребёнок должен уметь:

1. Определять наличие звука в слове (например, есть ли звук «с» в словах: коса, нос, замок, щенок, цапля, сок).

2. Определять место звука в простых словах («м» – в словах мак, дом, Рома); устанавливать последовательность звуков в слове.

3.Определять количество слогов в слове, делить слово на слоги.

4.Уметь различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки

5. Подбирать к группе предметов обобщающее слово (ложка, вилка, кастрюля, сковорода – это посуда).

6. Подбирать к обобщающему слову группу предметов (мебель – шкаф, стол, стул, тумбочка).

7. Образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (дом – домик, часы – часики, нога – ножка).

8. Образовывать от существительных различные прилагательные:

(карандаш из дерева – какой? – деревянный, у медведя чей хвост? – медвежий).

9. Активно использовать в речи антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый), синонимы (лошадь-конь-жеребец-скакун), слова-действия, слова-признаки.

10. Пересказывать сказки, рассказы.

11. Знать стихи наизусть детских писателей: А. Барто, С. Михалкова и т.д.

12. Запоминать и повторять предложения из 7 -8 слов (Маленькая девочка Катя пошла с мамой в магазин).

13. Знать названия времен года и дней недели.

14. Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

15. Уметь ориентироваться в пространстве «право – лево» (на собственном теле).

Желательно устранить дефекты звукопроизношения (если имеются), т.к. они могут стать причиной ошибок в письменной речи. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет.

Большинство вышеперечисленных умений в норме формируются у ребенка дошкольного возраста самостоятельно. Но дефицит мест в дошкольных учреждениях приводят к тому, что некоторые дети мало общаются со сверстниками, недостаточно находятся в коллективах, где они могли бы полноценно общаться, развивая свою речь.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Возрастные нормативы развития речи

Возрастные нормативы развития речи

Дошкольный период (возраст детей от 3 до 7 лет) характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей.

 Возрастные нормативы развития речи (дошкольный период от 3 до 7 лет)

Активное расширение словарного запаса:

—активное использование всех частей речи;

—подбор слов противоположных по смыслу;

—формирование навыков словообразования:

уменьшительно-ласкательные существительные(грибок, куколка, деревце),названия детенышей животных(лисята, гусята, ягненок, орленок),относительные прилагательные(яблочный, березовый, сосновая, шерстяное),приставочные глаголы(вылетел, спрыгнул, переехал, подплыл),притяжательные прилагательные(Танин шарф, лисий хвост),

название человека от вида его деятельности(часовщик, печник, пианист, лыжник, читатель).

 Формирование грамматического строя речи:

  • навыки словоизменения(окно-окна, ухо-уши, спелый-спелые, дерево-много деревьев, кукла-нет кукол)
  • согласованиеприлагательных с существительными (красное платье), числительных с существительными (одно ухо, два яблока, пять стульев), местоимений с существительными (мой мишка, моё ведро);
  • усвоениепредложно-падежных конструкций(над кроватью, под мостом, по дороге, за забором, перед школой, из-под стола, из-за ёлки, около конуры).
  • формируется умение строитьсложные синтаксических конструкцийс использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, так как),
  • формируется понимание логико-грамматических отношений, сложных инструкций взрослых.

 Формирование фонетико-фонематической стороны речи:

  • формирование правильного звукопроизношения
  • умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие навыка контроля собственного произношения и речи окружающих (улавливание фонетических и грамматических ошибок собеседника);
  • овладение навыками звукового анализа и синтеза

Формирование связной речи.

Дети спонтанно овладевают навыками пересказа.

С помощью взрослого учатся составлять рассказы по серии сначала 2-х, потом 3-х, 4-х сюжетных картинок.

Наблюдается качественный скачок врасширении словарного запаса, активно используются все части речи. С 5 лет дети легко подбирают слова противоположные по смыслу (антонимы: вниз-вверх, быстро-медленно, утро-вечер, грустный-веселый, прилетел-улетел, включил-выключил).

Активно формируютсянавыки словообразования— уменьшительно-ласкательные существительные (грибок, куколка, деревце), названия детенышей животных (лисята, гусята, ягненок, орленок), относительные прилагательные (яблочный, березовый, сосновая, шерстяное), приставочные глаголы (вылетел, спрыгнул, переехал, подплыл), притяжательные прилагательные (Танин шарф, лисий хвост), название человека от вида его деятельности (часовщик, печник, пианист, лыжник, читатель).

Активно формируетсяграмматический строй речи:

  • навыки словоизменения(окно-окна, ухо-уши, спелый-спелые, дерево-много деревьев, кукла-нет кукол);
  • правильное согласование прилагательных с существительными (красное платье), числительных с существительными (одно ухо, два яблока, пять стульев), местоимений с существительными (мой мишка, моё ведро);
  • усваиваются в основном всепредложно-падежные конструкции(над кроватью, под мостом, по дороге, за забором, перед школой, из-под стола, из-за ёлки, около конуры)

К 5-6 годам высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Дети начинают строить сложные предложения с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, так как).

С 4-5 лет активно формируется связная речь. Дети овладевают навыками пересказа, составлением рассказа по серии сначала 2-х, потом 3-х, 4-х сюжетных картинок.

В дошкольный период наблюдается быстрое развитие фонетико-фонематической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. К 5-6 годам дети умеют произносить правильно все звуки родного языка.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать фонетические и грамматические ошибки в речи окружающих.

К 6 годам уровень развития фонематического слуха позволяет им овладевать навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

В норме к 6 годам и словарь дошкольника является, в основном ужесформированным(т.е.сформирована основа или ядро словарного запаса).

К 7-8 годам завершается усвоение навыков словообразования, словоизменения, закрепляются правила согласования и управления в свободной речи ребенка. И в дальнейшем лексико-грамматическая языковая система ребенка существенно не меняется, хотя словарь и продолжает пополнятьсяколичественно и качественно: он уточняется, расширяется и активизируется. Продолжается совершенствование связной речи. Дети полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе активно формируется письменная речь.

        Итак, к началу школьного обучения дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.Только при таком благоприятном развитии устной речи ребенка можно говоритьо его готовности к изучению грамматики русского языка.

 

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой же анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие я предлагаю родителям поиграть с ребёнком.

Игра 1. «Скажи как я» Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2. «Найди место звука в слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место какого звука , и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра3. «Назови первый звук в слове». Игра проводиться при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

Игра 4. «Назови слово на заданный звук». Игра проводиться при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.
Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: "В слове кот есть звук о, звук к и звук т" - это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения. "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?" - "Д".

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. "Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним до-о-ом.

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете до-о-ом. "Какой же второй звук в этом слове?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

"Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук".

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет "терять" звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д.."

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна - первый звук вь. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна - е.

В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том. Какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним, чтогласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребёнком: А, О, У, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё.. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки– звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с ребёнком: Б,В,Г,Д,Ж,З,К,Л.М,Н.П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные - синим.

Чтобы ребёнку было интересно используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Выберите, понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова МАК.

МММАК – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его под картинкой.

МАААК – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук и положи его после М.

МАК - (подчёркнуто артикулируется звук К ) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после звука А .

Назови все звуки в слове МАК по порядку.

Где находиться звук А: в начале, в конце или в середине слова?

Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове последний звук?

Назови гласный звук в слове.

Назови согласные звуки в слове.

Сколько всего звуков в слове МАК?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р а к – рак).

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!